Судебная оценочная экспертиза стоимости является необходимой процедурой, когда стороны в результате спора или судебного разбирательства заходят в тупик, представляя друг другу весьма разнящиеся оценки. В таком случае экспертиза проводится на основании определения суда. При этом оценщик приобретает статус эксперта, принимая на себя права и обязанности, определенные в статье 85 ГПК РФ.
Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (далее по тексту ФЗ-135) в статье 2 определяются правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, которые принадлежат РФ, муниципальным образованиям или субъектам, физическим или юридическим лицам.
Согласно статье 3 ФЗ-135 под оценочной деятельностью принято понимать профессиональную деятельность субъектов оценки, которая направлена на установление в отношении объекта оценки кадастровой, рыночной или другой стоимости. В соответствии с этим можно сделать вывод, что ФЗ-135 никоим образом не определяет правовые основы регулирования самой экспертной деятельности.
Отсюда возникает вполне логичный вопрос: «какие документы в таком случае регламентируют проведение оценочной деятельности для государственных органов, юридических и физических лиц?».
Ответ зависит от того, для каких конкретных целей и на основании чего проводится сама оценочная экспертиза. В случае необходимости проведения судебной оценочной экспертизы в расследовании уголовного дела Следственная часть Следственного управления руководствуется главой 27 «Производственно-судебная экспертиза» Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 года № 174-ФЗ (далее УПК РФ). В ней конкретно отражены: порядок назначения судебно-оценочной экспертизы; обязательность назначения экспертизы; присутствие следователя в производстве судебно-оценочной экспертизы; права обвиняемого, подозреваемого, свидетеля и потерпевшего; порядок направления материалов уголовного дела при производстве судебной экспертизы.
В этой главе УПК РФ отражены различные варианты проведения судебной экспертизы, например, комиссионная судебная экспертиза (статья 200 УПК РФ), когда в состав судебной экспертизы включаются два и более эксперта одинаковых специальностей. Также существует вариант комплексной судебной экспертизы (статья 201 УПК РФ), в производстве которой участвуют эксперты различных специальностей.
При необходимости проведения судебной оценочной экспертизы в арбитражном процессе стороны спора, а также судебный орган, руководствуются положениями главы 7 «Доказательства и доказывание» Арбитражно-процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 года № 95-ФЗ (далее АПК РФ), в которой отражены, в частности, требования о назначении экспертизы (статья 82 АПК РФ). Порядок проведения экспертизы рассмотрен статьей 83 АПК РФ. АПК РФ так же, как и УПК РФ, различает комиссионную (статья 84 АПК РФ) и комплексную экспертизы (статья 85 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 83 АПК РФ проведение экспертизы производится государственными и судебными экспертами по личному поручению руководителя государственного экспертно-судебного учреждения или же иными лицами, обладающими необходимыми знаниями в соответствии с федеральным законодательством.
В случае проведения судебной оценочной экспертизы в гражданском процессе стороны спора, а также судебный орган руководствуются требованиями главы 6 «Доказательства и доказывание» Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 года № 138-ФЗ (далее ГПК РФ), в которой отражены конкретные требования к порядку проведения экспертизы (статья 84 ГПК РФ), обязанности и права эксперта (статья 85 ГПК РФ). АПК РФ аналогично УПК РФ различает комиссионную (статья 83 ГПК РФ) и комплексную (статья 82 ГПК РФ) экспертизы.
При проведении оценочной экспертизы налоговый орган руководствуется требованиями пункта 1 статьи 95 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (далее НК РФ). Пункты 1–3 статьи 95 НК РФ допускают привлечение эксперта на договорной основе для участия в конкретных действиях по проведению налогового контроля, а также для проведения выездных налоговых проверок. Назначение экспертизы происходит на основании постановления должностного лица налогового органа, ответственного за осуществление выездной налоговой проверки, или же в случае, требующем разъяснения появляющихся вопросов с применением определенных познаний в науке, технике, ремесле или искусстве. Важно помнить о том, что вопросы, поставленные перед экспертом, а также его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.
Согласно статье 204 УПК РФ, статье 86 АПК РФ, статье 86 ГПК РФ, пункту 8 статьи 95 НК РФ результатом проведения экспертизы принято считать ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА, которое оформлено в соответствии с требованиями вышеперечисленных статей.
|